По прошествии некоторого времени было решено строить города в таких точках, которые можно было бы назвать значимыми с точки зрения стратегии, при этом воду временами возить приходилось из очень удаленных мест. Есть обратить внимание на многочисленные романы, охватывающие период Средневековья, если изучить исторические труды, ему посвященные, становится заметно, что тут зачастую стороной обходился ряд тем. Среди них – аспект канализации.
А ведь канализации в средневековых городах – да-да – просто-напросто не существовало. В те времена люди использовали горшки, а когда те наполнялись, содержимое просто выбрасывалось прямо на прохожую улицу из окошка. И хорошо, если мимо никто не проходил в этот момент. Впрочем, можно предположить, что правила не одобряли подобное поведение, и что население, по крайней мере в идеале, обязано было сливать все содержимое в специальные канавы, для этого дела прорытые. Ну а когда начинался дождь, потоки чистой воды могли промыть канавы, то есть город более-менее эффективно очищался.
В любом случае, средневековые европейские города оказываются сегодня прямо-таки образцовой антисанитарной застройкой с кошмарной, по меркам современного человека, обстановкой. Впрочем, в те времена природа также намекала человеку на то, что он выбрал не лучший вариант образа жизни – эпидемии, в том числе чума и малярия, были частыми гостями и нередко выкашивали население того или иного городка подчистую, уровень смертности был ужасающим.
А стоит лишь представить, какие ароматы царили в таком центре цивилизации, и становится дурно. Иной скажет, что это все – древнее прошлое, и сегодня припоминать его ни к чему. Но такое ли оно древнее? К примеру, что можно увидеть, ежели заглянуть в азиатскую половину турецкой столицы? А тут, даже если речь идет о приличном районе, и по сей день встречаются откровенно дурно пахнущие речки.
Почему? Да потому что сливы из канализации устроены прямо в них. И не просто сливы, а те, что ведут из многоквартирных жилых домов. Реки эти затем впадают в Мраморное море… Красота, не так ли? Своеобразный запах на набережной ощутить можно лишь в месте впадения реки, да еще на десяток-другой метров по сторонам.
А какова история водопровода и канализации Петербурга? Сперва здесь были водовозы, которые развозили жителям чистую питьевую воду. Рабочий управлял специальной машиной, а вода находилась в бочках. Жидкость наливали либо из каналов города, либо из самой Невы. В первом случае воду наливали в желтые бочки и использовали для хозяйственных нужд, а ежели добыта вода была из Невы, то ее развозили в белых бочках и считали пригодно для питья.
Ситуация неизменной была вплоть до 19 столетия. Однако в 1846 правительство предприняло первые попытки строительства водопровода. Специальная паровая машина была способна воду из реки качать в предусмотренную для этого водонапорную башню. Все это было организовано приблизительно в том месте, где нынче проспект Чернышевского утыкается в Неву. В те времена тут существовал наплавной мост, называвшийся Вознесенским.
Первая машина, поставленная для водопровода, оказалась очень слабой. Впрочем, в системе было мало труб, потребителей у нее оказалось тоже мало, предприятие быстро стало убыточным и вскоре полностью разорилось. Общество же на этом не остановилось и в 1855 появилось АО Санкт-Петербургских водопроводов. Тогда было приложено немало сил, и общая длина водопровода достигла ни много ни мало сотни километров.
Первый водопровод обслуживал центр города, однако спустя некоторое время по аналогии была создана система на Васильевском острове, разработана подача воды на Выборгскую сторону. Это было важной вехой, тем самым началом, камушком, который, полетев с горы, создал целую лавину улучшений в жизни наложения.
На столичный улицах, безусловно, из горшков на улицу содержимое выплескивать было строго запрещено. Всякий дом имел выгребную яму, и золотари с заданной периодичностью вычерпывали ее содержимое. Затем все бочками отвозилось за пределы населённого пункта, но качественное удобрение не пропадало даром – его использовали на огородах.
А до канализации было ещё далеко...